Корисні посилання

Краткая история

      001

Арцизский район (укр. Арцизький район) – административная единица на юго-западе Одесской области Украины. Административный центр – город Арциз.
        Расположен в юго-западной части области. Основан в 1940 году. Граничит с Саратским на востоке, Тарутинским на севере, Татарбунарским, Килийским и Измаильским на юге, и на западе с Болградским районами области.
        Территорию района пересекает железная Одесса-Измаил, от которой с Арциза ответвляется дорога на Кишинев. Район в разных направлениях пересекают много дорог.
        Население: 51 742 чел.
        Площадь: 1 379 км. кв.

      Арциз (укр. Арциз) – город районного значения в Одесской области Украины, административный центр Арцизского района и узловая железнодорожная станция, соединяющая Одессу с Измаилом и станцией Бессарабская.
        Расположен в поймах рек Когильника и Чаги в 160 км юго-западнее Одессы.
        Население: 15 229 чел. (2011)
        Телефонный код: +380 4845

  На территории города обнаружено несколько поселений черняховской культуры, что принадлежали III - IV векам нашей эры.
        Арциз основан в 1816 году, название получил в честь победы русских войск Наполеоном 8-9 марта 1814 года в Арси, по-французски Arcis. Первые поселенцы были немцы - колонисты. Они стали называть город Арциз. Кроме немцев, здесь поселились и польские колонисты из бывшего Варшавского герцогства.
        Каждая семья получила от царского правительства по 50-60 десятин лучшей земли, денежный заем для обзаведения хозяйством, строительные материалы. Кроме того, колонисты освобождались на 50 лет от налогов и навсегда от рекрутчины, и местная царская администрация обязана была помогать им строить дома и даже удерживать их за свой счет. Необходимый строительный материал привозили Оргеевского леса и окружающих каменоломен.
        Пользуясь этими льготами и привилегиями, поселенцы быстро богатели. В 1827 году Арциз стал одним из самых богатых немецких колоний. Основным занятием населения было сельское хозяйство. Выращивали пшеницу, кукурузу, ячмень, разводили крупный рогатый скот, овец, а также занимались садоводством, виноградарством и различными промыслами. В то время здесь были заложены 123 виноградника и фруктовые сады.
        Рост товарности, земледелия и скотоводства способствовал развитию ремесел и торговли. Уже в 1859 году каждые две недели происходили известные Арцизские базары. Главными предметами торговли были лошади, крупный рогатый скот, овцы, а также шерсть, зерно, ремесленные изделия. Кроме того, немало зерна и скота колонисты вывозили через Килию за границу. При отсутствии удобных сухопутных путей между Арцизом и Килиией и другими населенными пунктами, население пользовалось водными путями по Когильнику и Чази.
        В 1859 году в Арцизе было 2 лютеранские молельни и 2 начальные школы с немецким языком обучения. Однако состоятельные немцы - колонисты посылали своих детей учиться в Саратскую гимназию или в крупные города России и Германии.
        Кроме колонистов, в Арцизе проживало немало украинском и русских. В основном это было бедное население, занимавшееся ремеслом, земледелием или работало в хозяйствах немецких колонистов. Для их детей также открыли небольшую школу. В ней работал один учитель. Обучение ограничивалось изучением азбуки, закона божьего, чтением церковных книг, пением. Но эту школу могла посещать лишь незначительная часть детей.
        Подавляющее большинство жителей не получало медицинской помощи. Для обслуживания населения Арциза и окружающих сел только в начале XX века было учережден фельдшерский пункт (с одним фельдшером). В связи с этим большинство жителей в случае болезни обращалась к знахарям. Состоятельные немцы - колонисты, как правило, привозили врачей из Аккермана, Измаила или даже из Одессы.
        В начале XX века Арциз стал известным рынком по сбыту лошадей. Сюда приезжали купцы из Турции, Франции, Польши и других стран. Порой турецкие купцы течение дня покупали по 50-60 лошадей. Особенно наживались местные и иностранные купцы в неурожайные годы, когда они скупали скот за бесценок.
        В начале XX века Арциз в экономическом и торговом отношениях оставался отсталым. Его развитие, как и соседних сел, тормозилось отсутствием железных и шоссейных дорог. Лишь в связи с первой мировой войной в 1914 году началось строительство шоссе, которое сочетало Арциз с Бриен, Килией и Дунаем. Тогда бельгийская компания начала прокладывать железнодорожные пути Акерман - Бессарабская через Арциз. В 1916 году в городе построена железнодорожная станция со своим депо.

Календар новин

<< < Червень 2017 > >>
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ НД
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 23 24 25
26 27 28 29 30